Фрагмент для ознакомления
2
Правонарушение выступает в качестве антипода правомерного поведения. По своим социальным истокам правонарушение является ровесником во времени государству и праву и в значительной мере разделяет их историческую судьбу и качественное своеобразие на определенных этапах общественного развития.
Актуальными являются исследования общеправового понятия правонарушения, определения его юридической природы, а также основных характеристик и видов. Если выделить и исследовать общие и специфические признаки правонарушения.
Определяя сущностные характеристики административного правонарушения в правовой науке, одни авторы считают, что под административным правонарушением необходимо понимать виновное противоправное деяние участников общественных отношений. Другие авторы полагают, что под административным правонарушением следует понимать юридический факт, представляющий собой виновное противоправное деяние деликтоспособного лица или юридический факт, который влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Третьи понимают административное правонарушение как антисоциальное, общественно-опасное, противоправное деяние, которое влечет за собой определенное административное наказание (в частности, штраф, административный арест и другие).
Сущность административного правонарушения заключается в общественно опасном, противоправном и виновном поведении лица, которое нарушает нормы объективного права. Правонарушение является таким нарушением права, за которое установленная определенная юридическая ответственность.
Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава административного правонарушения, иными словами, в качестве основания юридической ответственности выступает совершение деяния, которое содержит все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного действующим российским законодательством.
Легальное определение закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, В соответствии с частью 1 статьи 2.1. Кодекса об административных правонарушениях административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое действующим российским законодательством установлена административная ответственность.
Можно выделить следующие признаки административного правонарушения:
1) административное правонарушение является противоправным деянием. В качестве противоправного действия выступает активное нарушение закрепленных в действующем российском законодательстве определенных предписаний (в частности, прав человека и тому подобное). Бездействие же выступает в качестве пассивного поведения, которое представляет собой несоблюдение соответствующих правил и норм, не совершение определенных действий, которые в качестве обязательных необходимо было совершить лицом.
2) В качестве второго признака административного правонарушения выступает виновность. Данный признак предполагает то, что являющееся административным правонарушением деяние совершается, если имеет место вина. Если вина отсутствует, то такое деяние не будет считаться административным правонарушением.
Вина при этом может быть в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Следует отметить, что лицо может быть привлечено административной ответственности за совершение тех административных правонарушений, в отношении которых установлена его вина.
3) В качестве третьего признаки административного правонарушения выступает наказуемость. Данный признак предполагает то, что деяние будет считаться административным правонарушением лишь в том случае, когда норма действующего законодательства Российской Федерации устанавливает меру административной ответственности (то есть, административное наказание).
Наказание должно быть соразмерно совершенному противоправному деянию. Это означает, что орган или должностное, которые налагают соответствующий вид наказания, обязаны изучить все обстоятельства, которые способствовали совершению противоправного деяния и вынести справедливое решение, назначить то наказание, которого заслуживает виновное лицо.
4) В качестве четвертого признака выступает общественная опасность. Данный признак предполагает то, что имеет место опасность деяния для общественных отношений, причинении им вреда или угрозы его причинения. Общественная опасность определяется характером и степенью. Характер является качественной категорией общественной опасности, степень является количественной категорией.
Необходимо отметить тот факт, что реальное деяние будет являться административным правонарушением, если оно содержит все установленные в действующем законодательстве признаки. В установленных законодательством Российской Федерации случаях для признания деяния административным правонарушением необходима причинная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями (в частности, вред, причиненный природной среде, жизни, здоровью человека и другие).
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 57. Ст. 4509.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 26.03.2022 № 70-ФЗ) // СЗ. РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; // СЗ. РФ. 2021. № 17. Ст. 1075.
Судебная практика
1. Решение Мирового судьи судебного участка № 68 Бежицкого района г. Брянска от 05.02.2016 года № 5-40/2016.
2. Решение Мирового судьи судебного участка №8 Дзержинского района г. Ярославля от 19.01.2016 года № 5-4/2016.
Научная и специальная литература
1. Агапов А.П. Административное право России: учебник. – М.: Юрайт, 2021. – 633 с.
2. Алехин А.П. Административное право России: учебник – М.: Зерцало-М, 2018. – 620 с.
3. Андреева Л.А. О некоторых особенностях ответственности субъектов административных правонарушений. // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 57. С. 12-23.
4. Бибик О.Н. Наказуемость как признак наказания. // Вестник Омского университета. 2008. № 2. С. 123-126.
5. Вопленко Н.Н. Понятие, основные признаки и виды правонарушения. // Вестник Волгоградского государственного университета. 2005. № 7. С. 6-17.
6. Конин Н.М. Административное право России: учебник – М.: Проспект, 2019. – 556 с.
7. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Эксмо, 2020. - 427 с.
8. Макарейко Н.В. Административное право России: учебник. – М.: Норма, 2017. – 609 с.
9. Мелехин А.В. Административное право России: учебное пособие. – М.: Норма, 2018. – 556 с.
10. Миронов А.Н. Административное право России: учебник. – М.: Форум, 2019. – 529 с.
11. Мычак Т.В. К вопросу о понятии, признаках и сущности правонарушения в российском праве. // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 26. С. 127-132.
12. Нактанов К.К. Административное правонарушение как основание административной ответственности: теоретические основы и их воплощение на практике. // Вестник Калмыцкого университета. 2013. № 2. С. 112-117.
13. Росинский Б.В. Административное право России: учебник. – М.: Норма, 2020. – 527 с.
14. Сатышев В.Е. Административное право России: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2021. – 637 с.
15. Стахов А.И. Административное право России: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2021. – 635 с.
16. Цечоев Х.И. Административное правонарушение и административная ответственность. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 90. С. 229-232.
17. Шурыгин Д.В. К вопросу о понятии и видах объектов административных правонарушений. // StudNet. 2021. № 12. С. 105-109.